Нужна ли промывка инжектора или как порадовать свою машину

Все автовладельцы видели на полках автомагазинов красочные ёмкости со средством для чистки инжектора автомобиля. Далеко не все пользуются подобной автохимией, хотя в автосервисе рекомендуют регулярно делать очистку топливной системы. С чем связано такое пренебрежение к уверениям специалистов? Дело в том, что многие автолюбители считают такой совет очередным «разводом» от автомехаников, желающих заработать. Так нужно ли проводить промывку инжектора? Попробуем разобраться.

Загляните в технический регламент к абсолютно любому авто, и вы увидите, что производитель практически всегда сообщает о необходимости систематической прочистки системы впрыска топлива. Да, чистка инжектора входит и в перечень работ планового техобслуживания автомобиля, хотя эта процедура и не включена в обязательные, а предлагается лишь в качестве рекомендованных. Многие автовладельцы считают эти рекомендации производителя не столь важными. В данном случае — совершенно напрасно.

Прочистка систем впрыска топлива просто необходима, тем более автомобилям, используемым в России. Предпосылок к тому несколько — далеко не лучшее качество топлива на АЗС и сами условия эксплуатации машины.

О чём идет речь? Подавляющее число автомобилей сконцентрировано в городах, где авто используется для передвижений на малой скорости и на небольшие расстояния — путь на работу и домой, поездки по магазинам. Самое интенсивное накопление отложений в форсунках происходит сразу после остановки двигателя. Работа ДВС построена на определённом термоцикле — он нагревается до рабочей температуры и остывает после выключения. Эти постоянные колебания температуры приводят к преобразованиям топливных продуктов в углеродные отложения внутри мотора и наиболее активно — в системе впрыска топлива.

Какая связь между необходимостью прочистки инжектора и качеством современного топлива? Сегодня оно совсем не такое, каким было каких-то полтора десятилетия назад, когда прочистка инжектора была, можно сказать, не нужна, о ней мало кто задумывался, и не случайно. В каком-то смысле, топливо ныне стало лучше, но это, что называется, как посмотреть. Топливо стало экологичней, после того, как законодательно принятые нормативы заставили нефтяные компании обновить работу заводов по его производству и перейти на выпуск продукции с меньшим количеством вредных веществ.

Виной всему обилие химических примесей, с помощью добавления которых производитель пытается повысить октановое число бензина и дизельного топлива. В ассортименте разного рода присадки, также снижающие содержание токсичных веществ при выхлопе. Работая на таком бензине, при сгорании, ускоряющем процесс отложения углерода в топливной системе двигателя, этот чувствительный механизм начинает давать очевидные сбои в работе.

Долгое время эти побочные продукты скапливаются в топливных форсунках инжектора, покрывая поверхности впускных клапанов и всю камеру сгорания двигателя, тем самым перекрывая свободное течение топлива. В результате теряется мощность самого двигателя и увеличивается расход топлива. Углеродные отложения, согласно проведенным исследованиям, повышают уровень вредных веществ в выхлопной системе автомобиля. Загрязнение инжекторной системы нередко приводит, в том числе и к проблемам при запуске двигателя, мешая ему заводиться с первого раза, особенно в морозную погоду.

Впрочем, появление углерода и формирование отложений внутри двигателя, сам по себе процесс закономерный — он возникает как побочный продукт использования бензина в качестве источника энергии для работы двигателя. Эти отложения углерода появляются во всех ДВС, вне зависимости от частоты и условий использования машины.

В топливо при его переработке производители добавляют специальные детергенты, растворяющие отложения. Но пользование низкокачественным топливом, перемещения в городском режиме на короткие дистанции при недостаточно прогретом двигателе приводят к интенсивному накоплению отложений, которые не успевают раствориться детергентами.

Накопления внутри двигателя углеродистых отложений не может не сказываться отрицательно на мощности автомобиля и его топливной экономичности. Эти отложения существенно сокращают срок службы различных компонентов инжекторной системы подачи топлива. Как можно видеть, факторов, что создают необходимость чистки инжектора, увы, немало. Возникают следующие вопросы: после какого километража пробега её проводить, и какие средства промывки можно порекомендовать?

Насколько часто важно чистить инжектор?

Частота промывки инжектора зависит от типа автомобиля, от АЗС, где вы предпочитаете заправляться, условий эксплуатации авто и его пробега. Однако, согласно средним показателям, это нужно делать минимум 1 раз в год. Если измерять периодичность, отталкиваясь от километража и придерживаясь рекомендаций западных технологов, промывать топливную систему нужно после каждых 30 тыс. км. Но учитывая вышеописанные «особенности» нашего топлива, промывку нужно делать уже каждые 15-20 тыс. км, впрочем, за год большинство автомобилей столько и «наматывают». Но вот пробег дизелей, использующих отечественную солярку, производимую из высокосернистой нефти, и вовсе сокращается до 10 тыс. км, после чего процедура очистки двигателя просто необходима.

Если же автовладелец передвигается по коротким маршрутам, много стоит в пробках, заправляется на непроверенных автозаправках и проживает в прохладном климате, то специалисты рекомендуют делать очистку топливной системы двигателя уже после каждых 5 тыс. километров. Ведь, как было рассказано выше, при этом своеобразии условий эксплуатации авто процесс углеродных отложений внутри двигателя ускоряется.

Какими средствами очищать топливную систему?

На элементах топливной системы появляются отложения в виде тёмно-коричневой корки, не растворяемой бензином. Для промывки инжектора выпускается различная продукция, от универсальных средств до специальных узкоспециализированных очистителей, например, предназначенных исключительно для форсунок.

Если вы затрудняетесь с выбором, рекомендации дадут в автосервисе, где могут и провести эти работы, используя специальное оборудование и проверенные практикой химические реагенты.

При чистке инжектора самостоятельно, жидкость нужно добавить в полный топливный бак. Таким образом, прежде чем использовать средство промывки инжектора, необходимо заправиться.

углерод

На рисунке: углерод – составной материал отложений внутри двигателя. Его порядковый номер 6, атомная масса — 12,0107.

Наиболее эффективное средство для чистки инжектора создано на основе полиэфирамина. Вещество способно долгое время содержать в чистоте форсунки, клапаны и прочие элементы топливной системы. У него высокая солюбилизирующая способность, что позволяет растворять и выводить нерастворимые в бензине отложения. Они расщепляются на микрочастицы, которые сжигаются в процессе горения в двигателе, а затем выходят с выхлопными газами. Компоненты этой присадки разрушают углеродистые отложения в моторе прямо во время его работы.

Но это не все достоинства таких очистителей инжекторов — вдобавок, они предотвращают накопление отложений в дальнейшем, делая это куда эффективней, нежели прочие топливные добавки.

Давно известные классические очистители инжекторов, которые и стоят дешевле, тоже неплохо справляются с удалением углеродных отложений. Однако в отличие от созданных на основе полиэфирамина, эти средства разрушают отложения на крупные фрагменты. Те, в свою очередь, могут забиваться в форсунки, задерживаясь в катализаторах, кроме прочего еще и оседая на выпускных клапанах. Наш вывод однозначен — в этом случае не стоит экономить, и более надежным вариантом станет использование очистителя для инжектора именно на основе полиэфирамина.

Улучшение параметров двигателя после прочистки инжектора

Загрязнения ограничивают впрыскиваемую дозу топлива, тем самым нарушается форма облака воздушно-топливной смеси, распыляемой в камере ДВС. Поэтому чистый инжектор открывает в двигателе «второе дыхание» и становится залогом его высокой отдачи: почувствуется увеличение мощности и плавность хода автомобиля, а также его экономичность, поскольку расход топлива снизится. Это еще и гарантия чистоты выхлопов.

Стоит отметить, что, безусловно, заявленную производителем мощность снижает возраст автомобиля. В процессе многолетней эксплуатации и по мере увеличения пробега и износа мотора, автомобиль начинает потреблять больше топлива. Но не только износ приводит к потере производительности и снижению топливной эффективности — тому способствуют и углеродные отложения в топливной системе впрыска и камере сгорания двигателя.

Потому своевременные меры по очистке инжектора дадут возможность продлить сроки эффективной эксплуатации автомобиля в результате правильной работы клапанов двигателя, топливных форсунок и других деталей автомобиля.

Использовать очистители для инжектора рекомендовано и владельцам автомобилей с карбюраторным двигателем.

Промывка инжектора своими руками или чистка ультразвуком?

Вопрос того, нужно ли промывать инжектор, можно считать решенным однозначно в пользу необходимости этой процедуры. Но возможно, степень загрязнения двигателя такова, что химическая промывка будет недостаточной, тогда на помощь приходит чистка инжектора ультразвуком. Процедура чистки сильно засоренных форсунок проводится в специальной ванне с суспензией под действием ультразвуковой установки. Но стоит заметить, что этот вариант применим только к форсункам, не распространяясь на другие части топливной системы и подойдет не для всех моделей автомобилей.

Осмотр машины автомехаником и анализ его конструктивных особенностей поможет сделать вывод в пользу того или иного способа. Но зачастую, если пробег составил более 50 тысяч километров после последней промывки инжектора, стоит прибегнуть именно к ультразвуковой чистке.